Вы не умрёте, но вы не знаете об этом
And when we were good,
You just closed your eyes.
So when we are bad,
We’ll scar your minds.

Marilyn Manson "The Fight Song"



Сегодня в маршрутке, засунув наушники по их прямому назначению, я решил приглядеться к другим пассажирам и может быть увидеть что-то... нет, не необычное, а что-то, что меня порадует. Надеялся встретить искру понимания или увидеть проблеск той истины о фильме "Зелёный слоник", которая совершенно внезапно посетила меня в моём 20-минутном походе на остановку. Я надеялся увидеть ту самую движущуюся звёздочку в небе, которая дала агенту Малдеру понять, что мы не одиноки, надеялся на финал истории о подростке из цикла "Аниматрица", когда сюжет заканчивается вышедшими в чате словами: "Нет, ты не одинок". В робкой надежде я высунулся из своей раковины и просидел так почти весь путь до остановки назначения, по временам залипая на играющем в наушниках Мэнсоне.
Увенчалась ли моя почти незаметная попытка обернуть короткую историю своего ежедневного похода на работу хэппи-эндом? Я и сам не могу с уверенностью этого сказать. Как и следовало ожидать, пока ты молчишь, то ты почти невидимка. Каждый увлечён своими собственными мыслями... Меня в маршрутке окружали наглухо закрытые раковины, и на основе этой аналогии фантазия выродила мысль о том, что я словно бы являюсь единственным живым существом, по ошибке попавшим в этот гремящий грузовик, который везёт пустые экзоскелеты.
Упаси вас Б-г думать, что я ставлю это несчастным пассажирам в вину. Я видел закрытые раковины - но это не значит, что они были пусты. Это извечное проклятие доминирующего вида на планете: чем больше численность - тем труднее особям ужиться друг с другом.

Так какие же выводы я сделал об одном из самых значимых постсоветских арт-хаусов?
Я всё никак не решаюсь посмотреть этот фильм. И вот, наткнувшись на очередной мем со спойлерами (кстати, в группе броняш), я вбил название фильма в Яндексе и вышел на статью в Луркоморье, где прочитал изложение сюжета. Прочитал заметку о том, что чаще всего этот фильм советовали посмотреть для прикола: проблевавшись, лоханувшийся анонимус тут же подсовывал этот фильм друзьям, чтобы, так же лоханувшись, проблевались и они.
И вот сегодня утром, катая в голове изложение злоключений рядового (хотя я могу путать звание) Пахомова, я пришёл к неожиданно светлой мысли, которую не замедлили подкрепить схожие отклики очарованных "Зелёным слоником" броняш и прочих анонимусов.

"Зелёный слоник" - это фильм... о добре. Об отзывчивости, о желании (и даже жажде) помочь, развеселить, сделать сам мир светлее. Персонажу Пахомову не повезло только в том, что в своих светлых желаниях он предпочитал омерзительную реализацию. Он срал на единственную в тюремной камере пищевую тарелку не для того, чтобы нагадить в душу сокамернику - на самом деле в его помутившемся разуме это было что-то прекрасное. Он развлекал того бесконечной болтовнёй - только потому что искренне считал, что тем самым веселит его и делает счастливее. Пахомов верил в светлое начало всех своих отвратительных и назойливых поступков - верил так, как иные порой верят в Христа, Аллаха или собственную неотразимость. И в этом он очень похож на Пинки Пай.

Его проблема была только в том, что он НЕ УМЕЛ выразить свои светлые желания ПРАВИЛЬНО. Он руководствовался только искренностью своих желаний - но совершенно не думал о том, что сокамерник этой искренности просто-напросто не видит и поэтому не может оценить.
Поэтому главная проблема Пахомова в "Зелёном слонике" - это невнимательность. Он не берёт в расчёт мысли своего собеседника, не ориентируется на его видение ситуации, не делает то, что действительно может облегчить его положение в камере армейской гауптвахты.

А теперь задумайся: а сколько раз тебе доводилось сталкиваться с неправильным толкованием своих поступков? Сколько раз тебе доводилось ставить искренность своих поступков превыше средств её реализации, потом сваливая всю вину за непонимание на недалёкость собеседника? Сколько раз ты прикрывался этим светлым желанием, НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ маскируя своё безразличие к другому человеку, к его желаниям и предпочтениям? Пахомов вёл себя эгоистично, он упивался собственной "святостью", он видел только те желания персонажа Епифанцева, которые придумывал сам, а не те, что были на самом деле - а сколько раз такой же эгоизм доводилось проявлять ТЕБЕ, сколько раз ТЕБЕ было легче наслаждаться мыслью о том, что ты духовно богатый святоша, а он - безразличное говно с эмоциональным диапазоном прикроватной тумбочки?

Вот в чём ещё одна извечная проблема человечества - в невнимательности, в нежелании выслушать собеседника... и в нежелании пожертвовать чем-то ради него.

P.S. А вспомните о "работе" в "Зелёном слонике"? Чистку унитаза вилкой надзиратель называет не иначе как работой: "Пошли на работу", "Давай на работу", "На работу, быстро!". Вот она, аллюзия (или аллегория, не помню, как правильно) профессиональной деятельности человека эпохи 90-ых: занятие не более приятное, чем чистка засранного гальюна вилкой. И отношение к этой работе - соответствующее. То-то народ такой злобный был!

P.S.S. Забавно, что перед прочтением той статьи на Лурке, я смотрел в крипи-группе в контакте видео о современном обычае одного африканского племени: чтобы мотивировать корову на выработку молока, голый негритёнок ртом (х_х) стимулирует её гениталии, производя при этом очень странные звуки. Другая культура... В которой люди тоже умеют мечтать, любить и желать добра. Видео было любезно представлено National Geographic.


@темы: отзыв